Хронической проблемой общества является тяга назад, тяга к примитивному. Частный случай такой тяги является субъективное определение добра для верующего человека. Есть строгий набор правил для праведника, выполнение этих правил есть не что иное, как условие, выполнение которого не возможно или маловероятно с течением любого продолжительного периода времени, целью является обретение бога, методом вера... Попы в отличии от мирян понимают, что праведная жизнь это полностью бесполезная штука и выводят условие, описанное выше, в ранг критерия, дополняя к цели ряд свойственных человеку поступков, определяемых самой системой, как грехи. «Всё люди грешны», — каждый из нас знаком с этой фразой и это действительно, так с точки зрения заповедей, обратной стороной этого является невозможность существования святых, среди всех личностей совершающих поступки на что , уже явно не первоисточником условия, были придуманы меры откупа от грехов. Тот, кто первым запишет самый «крутой» откуп от этого, будет мессией, правда, как мне кажется этих мессий был не один десяток, «выжил» самый конкурентный, затем информацию о нём обрезали и притянули за уши к текущему их уровню, придумав при этом тонну бреда и забыв про других. Подомного рода механизм из-за разницы начального(те самые условия) и текущего будет стремится к сближению потенциалов и слияния их, шестерёнки этого процесса человеческие умы, идеальная работа возможно лишь при достаточном количестве смазки, причем достаточно реальной смазки человеческой крови. А побочный эффект этого механизма, паразитирующего в умах, были тёмные века. Но ладно, что было, то в прошлом, обидно лишь то, что любой идиот будет тебе подсовывать нечто несуществующее, тыкать в тебя пальцем и намекать на заповеди и не важно, как это локализовалось в его голове, как «культурный уровень» или классовый архетип по принципу свой — чужой, итог один тяга назад.